милый Вук

Джон Фаулз.

волхв.

Ничего не принимай на веру. Ни о чем не суди окончательно.



Книга мне не понравилась. Никому не нравится, когда его мучают месяцами.
Она была долгой, нудной, скучной, однообразной.

Учитесь быть безжалостным. Учитесь горечи, учитесь выживать.



Огромное нагромождение сюжетных линий, которые заканчиваются странным образом и начинаются другие. Что, зачем, в чем этот сакральный смысл? Я надеялась на адекватное объяснение всей этой величины происходящего, получив на выходе доморощенную истину.

Главный герой никакой, он неинтересен, ему не сопереживаешь. За весь роман он не раскрывается, я абсолютно не понимаю, чем он так привлекает женщин в радиусе своего действия. Чем начал, тем и закончил. Ничем. Никем.

Зачем столько бессмысленных действий, слов, мыслей. Зачем я так долго читала про знакомство Алисон с Ником, если главная тайна была в Греции? Зачем вся эта нагроможденность в Греции, если все опять свелось к Алисон? Зачем нужны были Джоджо, Кемп, мать/сестра/или-кем-она-приходилась Лилии-которая-не-Лилия-или-что? Зачем их было вплетать в сюжет, что они принесли, кроме десяток страниц описания? Ненужного описания. Сплошные намеки, эта напускная значимость героев, скрытый смысл, а за всем этим обман, пустота и ничто. А что из себя представляют Алисон, Кончис, Лилия, Роза?

В общем, когда выясняешь, что весь театр без зрителей был устроен ради притянутой за уши цели, а не чего-то великого и захватывающего, это угнетает и разочаровывает. Это как салют для слепых. Горько и обидно, но все ради вас, товарищи.

Впрочем, сама атмосфера и стилистика мне понравились. Описание пейзажей красочное, чувственное, без лишней лирики и соплежуйства. Это были мои любимые части.
Про эротические сцены не буду говорить ничего плохого. Может быть, тонко и изящно, но я хмурилась и перелистывала страницы.

Может быть, если бы у Фаулза не была такого замаха, такого шика и претенциозности, или концовка поразила своей гениальностью мысли, или хотя бы все разрешилось суперлогично с ответами, оправдывающими весь этот ад, я бы не была так зла. Ни великого смысла, ни ответов, ничего. Ради чего были эти печатных 800 страниц.

Видимо, чтобы я выписала пару цитат. Кстати, если взять эти цитаты отдельно от контекста, они прекрасны. Некоторые даже запали мне в душу и даже есть те, которые я знала и любила до того как прочла книгу. Поэтому за эти приятные моменты накину балл.

Бывают мгновения, которые обладают столь сильным воздействием на душу, что и подумать страшно о том, что когда-нибудь наступит передел.



***
Ибо клятвы, что не требуют клятв в ответ, также принадлежат к сонму вымерших чудес.
***
Мы чувствуем, что живем, только потому, что заключенные в Бельзене умерли. Мы чувствуем, что наш мир существует, только потому, что тысячи таких же миров погибают при вспышке сверхновой. Эта улыбка означает: могло не быть, но есть.
То была улыбка трагической иронии, улыбка обладателя запретных знаний.
***
Это истина. Истина безжалостна. Но не ее суть и значение, лишь форма.
***
Вот каков ад, если он существует. Не огонь, не вилы. Но край, где нет места рассудку, как не было ему места тогда под Нефшапелью.
***
На деле ничто так не враждебно поэзии, как безразлично-слепая скука, с которой я тогда смотрел на мир в целом и на собственную жизнь в частности. Я был слишком молод, чтобы понять: за цинизмом всегда скрывается неспособность к усилию.
***
Допустимо, даже естественно, чувствовать себя правым перед историей и кругом виноватым перед теми, кого любишь.
***
Вы должна понять, что Любовь – это тайна, пролегшая меж двумя людьми, а не сходство двоих. Мы находились на разных полюсах человечества.
***
- Потому вы и не женитесь?
- Мертвые живы.
- Каким образом?
- Живы любовью.
***
За пять секунд в человека не влюбишься, но предчувствие любви может заронить и пятисекундная встреча.
***
Это нельзя было назвать духовным перерождением. Ведь принимая себя такими, каковы мы есть, мы лишаемся надежды стать теми, какими должны быть.
***
Правда, взамен осознал то, что богачи осознают редко: количество счастья и горя закладывается в нас при рождении. Денежные превратности на него мало влияют.
***
Эта история могла произойти лишь в том мире, где мужчина ставит себя выше женщины. В том мире, который американцы называют миром настоящих мужчин. В мире этом правят грубая сила, сумрачная гордыня, ложные приоритеты и пещерный идиотизм.
***
Мужчина воспринимает объект, женщина – взаимоотношения объектов. Нуждаются ли объекты друг в друге, любят ли, утоляют ли друг друга. Это добавочное измерение души, которого мужчины лишены, делает войну отвратительной и непостижимой в глазах истинных женщин.
***
Война – это психоз, порожденный чьим-то неумением прозревать взаимоотношения вещей. Наши взаимоотношения с ближними своими. С экономикой, с историей. Но прежде всего – с ничто. Со смертью.
***
Величайшее заблуждение нашей эпохи – мысль, что фашизм пришел к власти, ибо создал порядок из хаоса. Верно как раз противоположное – ему повезло потому, что порядок он превратил в хаос. Он провозгласил: дозволено истреблять малых сил, дозволено убивать, дозволено мучить, дозволено совокупляться и вступать в брак без любви. Поставил человечество перед самым опасным искушением. Правды не существует, все позволено!
***
Ибо свободен лишь тот, кто умеет улыбаться.
***
Для него улыбка по сути своей безжалостна, ибо безжалостна свобода, та свобода, по законам коей мы взваливаем на себя львиную долю вины за то, кем стали. Так что улыбка – вовсе не способ проявить свое отношение к миру, но сосредоточие жестокости мира, жестокости для нас неизбежной, ибо эта жестокость и существование – разные имена одного и того же.
***
Иногда красота – это внешнее. Как обертка подарка. Но не сам подарок.
***

Нельзя ненавидеть того, кто стоит на коленях. Того, кто не человек без тебя.







@темы: книжное